ТЕКТОНОФИЗИКА 
Рассмотрено содержание тектонофизического подхода к реконструкции механизмов структурообразования и напряженнодеформированного состояния пород на месторождениях углеводородов, локалиующихся в платформенном чехле, который отличается сложным строением в плане реологической расслоенноти и нарушенности разноранговыми разрывами. На примере крупнейшего Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири показаны основные приемы и способы использования современных достижений тектонофизики для интерпретации уникальной по объему и значимости геологогеофизической информации, полученной для верхней и нижней части осадочного чехла при проведении геологоразведочных работ. Закономерности напряженнодеформированного состояния пород, установленные в ходе исследований, объединены в тектонофизическую модель, которая может использоваться в качестве базовой для других месторождений углеводородного сырья. Основу модели составляют представления о зонноблоковой структуре платформенного чехла, которую образует сеть субвертикальных и субгоризонтальных разломных зон, разделяющих его на менее нарушенные блоки. Дизъюнктивные структуры являются зонами повышенной трещиноватости и сгущения сравнительно мелких малоамплитудных разрывов, т.е. представляют ранние стадии разломообразования. Зонноблоковая структура формируется главным образом под действием сил тектонической и гравитационной природы, причем в первом случае этапность и характер разрывообразования трансформируются на платформу со стороны окружающих подвижных поясов, а во втором – определяются наличием в разрезе пластичных пород, способных к гравитационному скольжению. Графической составляющей тектонофизической модели являются 3D объемы информации, отражающие зонноблоковую структуру и напряженное состояние пород для место рождения с той степенью детальности, которую обеспечивают ключевые геофизические материалы, и прежде всего данные сейсморазведки. При помощи современных ГИС эта информация может оперативно извлекаться для любого по размеру участка изучаемого породного массива и затем использоваться в качестве основы для решения производственных вопросов, связанных с разработкой залежей в трещиннопоровых коллекторах, или для анализа общих проблем их образования и динамики.
В пределах Прикаспийского осадочного бассейна наблюдается определенная закономерность в размещении структур соляной тектоники разного типа. Она характеризуется концентрической зональностью, соответствующей изменению седиментационной мощности эвапоритовой толщи. По мере ее нарастания от периферии к центру бассейна от 0 до 6 км штамповые (эмбриональные) соляные поднятия сменяются соляными подушками, затем – соляными куполами и диапирами и, наконец, соляными массивами и амебообразными соляными хребтами. Кроме того, диапиры на разрезах Прикаспия, построенных по данным бурения и сейсморазведки, имеют довольно специфический облик высокоамплитудных «пальцев» с плоской подошвой, не характерный для типичной картины развития неустойчивости Рэлея – Тейлора. Поскольку галокинез является основным фактором, контролирующим миграцию и накопление углеводородов в Прикаспии, для обоснованного нацеливания поисково-разведочных работ нужно выяснить специфику формирования различных типов соляных структур и связи закономерностей их размещения с ходом процесса галокинеза.
Численным моделированием показано, что в зависимости от толщины неустойчивого слоя и ее соотношения с общей толщиной перекрывающих слоев развитие неустойчивости идет с разной скоростью, формируя различные типы структур. Когда мощность неустойчивого слоя больше или сопоставима с мощностью более плотных перекрывающих пород, формируются соляные массивы. При большей мощности перекрывающего слоя формируются классические грибообразные диапиры. При малой толщине низкоплотного слоя он, всплывая, вначале изгибается целиком, так что морфология его кровли и подошвы оказывается подобной и возникает обманчивое впечатление обычных штамповых складок. Там, где толщина низкоплотного слоя несколько больше, развиваются «подушки». Детальное моделирование позволило установить, что специфическая форма диапиров Прикаспия может быть обусловлена тем, что базальные и венчающие горизонты эвапоритовой формации, будучи сложенными преимущественно терригенными, карбонатными и сульфатными породами, имеют нормальную, неинверсионную, плотность и маскируют сложные диапировые структуры насыщенных галитом ядер куполов.
ПАЛЕОГЕОДИНАМИКА 
В пределах магматической дуги Уромие-Дохтар в центральной части Ирана, образование которой связано с закрытием Неотетиса, расположено множество медно-порфировых месторождений и рудопроявлений. Одно из них – медно-порфировое рудопроявление Астане, которое находится в центральной части рудного района Саве-Ардестан, расположенного юго-западнее г. Ардестан. Целью данного исследования является изучение петрохимических характеристик горных пород и определение взаимосвязи между распределением меднопорфирового оруденения и положением тектонических разломов в пределах изучаемой территории. Для достижения цели были использованы структурно-геологические и минералого-геохимические данные, полученные как в ходе проведения полевых работ, так и по результатам лабораторных исследований. Результаты исследования доказывают, что разнообразные по составу горные породы рудопроявления Астане (андезит, андезибазальт, базальт, трахибазальт) сформировались в надсубдукционной зоне и, вероятно, в обстановке, предшествовавшей столкновению континентальных плит. Парагенетические связи и минералогический анализ показали, что эволюция минерализации рудопроявления Астане может быть разделена на три этапа: дорудный, рудный и гипергенный. Геохимические исследования, основанные на изучении содержания главных химических элементов в породах района, определяют, что магматические породы относятся к известково-щелочным базальтам и со стороны геодинамической обстановки могут быть отнесены к продуктам магматизма континентальной островной дуги энсиалического типа. В результате изучения был сделан вывод о том, что основные этапы формирования медно-порфирового рудопроявления на исследуемой территории демонстрируют максимальное временное и пространственное сходство с тектономагматическими фазами развития океана Неотетис. Кроме того, разлом Южный Ардестан, проходящий через изучаемую территорию и секущий структуры фундамента, образует широкие проницаемые зоны, благоприятные для формирования медно-порфировых рудопроявлений.
Волго-Донской складчато-надвиговый пояс, возникший около 2.0 млрд лет тому назад, занимает площадь около 300000 км2 (~500 км в ширину и ~600 км в длину) и располагается между архейскими протократонными Сарматским и Волго-Уральским блоками Восточно-Европейского кратона, которые подстилаются мощными, 200‒300 км, сублитосферными мантийными килями. Целью настоящей статьи является выяснение природы его происхождения, для того чтобы ответить на фундаментальный вопрос о том, как этот и другие складчато-надвиговые пояса могли формироваться в палеопротерозое и был ли стиль орогенеза того времени схожим с таковым современных коллизионных орогенов или отличным от него. В качестве тектонотипа коллизионной геодинамики принято рассматривать хорошо изученный дивергентный Гималайско-Тибетский орогенический пояс, особенности развития которого, как правило, служат основой для расшифровки орогенических процессов в геологической истории Земли. Однако для раннего докембрия широко распространены представления о том, что орогенические процессы того времени должны были сильно отличаться от современного орогенеза вследствие высокого геотермического градиента в коре, обусловленного повышенной радиоактивной теплогенерацией.
В статье авторы детально рассматривают глубинную тектонику палеопротерозойского Волго-Донского орогена, реконструкция которого свидетельствует о том, что он представляет собой слабо эродированную орогеническую постройку дивергентной архитектуры; она сложена преимущественно ювенильными метаосадками, фазы ее развития сопоставляются с историей становления Гималайско-Тибетского коллизионного орогена, но не согласуются с представлениями о «горячем/ультрагорячем» стиле орогенеза в раннем докембрии, базирующимися, прежде всего, на результатах численного моделирования.
Проведено изотопное U-Th-Pb датирование зерен детритового циркона кварцитов суванякского метаморфического комплекса, слагающего Суванякскую тектоническую единицу, образующую западную часть поднятия Уралтау – весьма протяженного (более 200 км при ширине до 20 км) близмеридионального структурного элемента, расположенного на востоке Западно-Уральской мегазоны и занимающего осевое положение в строении южного сегмента палеозоид на Южном Урале. Результаты изотопного датирования зерен детритового циркона из кварцитов южной части суванякского метаморфического комплекса (пробы G18-1 и R14-396)
показывают, что многочисленные популяции зерен обломочного циркона поздненеопротерозойско-раннекембрийского возраста позволяют предположить пери-Гондванское происхождение первичных источников сноса обломочного материала для протолита изученных пород.
В структуре Суванякской тектонической единицы участвуют разновозрастные метаморфические образования – раннепалеозойские на юге и позднедокембрийские на севере – с различающимися изотопно-геохронологическими характеристиками протолита, в настоящее время формально объединенные в единый суванякский метаморфический комплекс. Их разграничение в структуре Суванякской тектонической единицы требует про-
ведения дополнительных исследований.
Для позднепалеозойской юго-восточной окраины палеоконтинента Балтика (в тот момент уже вовлеченной в строение композитного континента Аркт-Лавруссия) по результатам изотопно-геохронологического изучения детритового циркона из осадочных и метаосадочных толщ Южного Урала намечен ряд следующих тектонических структур. Около юго-восточного края окраины располагался поздненеопротерозойско-раннекембрийский океанический бассейн, внутри которого в период 650–520 млн лет была активна вулканическая дуга или дуги. В строение юго-восточного края окраины были вовлечены пери-Гондванский террейн или террейны (? кадомского типа), а также мощные рифей-раннепалеозойские осадочные толщи, автохтонные Балтике.
Бекчиулский интрузивный массив расположен в Нижнем Приамурье и представляет собой крупный гранитоидный плутон сложного строения в пределах Журавлевско-Амурского террейна Сихотэ-Алинского орогенного пояса. На северо-западном фланге Бекчиулского плутона находится крупное золотосеребряное месторождение Многовершинное. Для определения времени формирования данного плутона было проведено U-Pb датирование цирконов из гранодиорита второй фазы бекчиулского комплекса и гранита третьей фазы. Для гранодиорита был получен возраст 73.8±0.4 млн лет, а для гранита ‒ 66.2±0.3 млн лет. При этом в последнем обнаружены немногочисленные зерна циркона, близкие по возрасту гранодиоритам ‒ 75.6±0.6 млн лет. Магматическим импульсам около 76–73 млн лет и около 66 млн лет синхронны стадии рудообразования Многовершинного месторождения, соответствующие возрасту адуляра из рудных зон, полученного ранее K-Ar методом. Формирование гранитоидов и связанное с ними рудообразование, вероятно, происходили в результате субдукции плиты Изанаги под окраину континента.
В статье представлены первые результаты U-Pb (LA-ICP-MS) датирования детритовых цирконов из кварц-серицит-хлоритового сланца анайской свиты, располагающейся в пределах Байкальского выступа фундамента Сибирской платформы. Проведенные исследования показали, что основной пик возраста детритовых цирконов фиксируется на отметке 1.86 млрд лет, что свидетельствует о том, что породы анайской свиты накапливались после формирования магматических пород Южно-Сибирского постколлизионного магматического пояса, возраст которых составляет 1.88‒1.84 млрд лет. Данный факт позволяет пересмотреть точку зрения о принадлежности анайской свиты к разрезу палеопротерозойской сарминской серии, породы которой интрудированы гранитоидами Южно-Сибирского магматического пояса. Показано, что породы анайской свиты могут рассматриваться в качестве возрастных и фациальных аналогов протерозойских отложений пурпольской свиты Патомской зоны Саяно-Байкало-Патомского пояса. Принимая во внимание прорывание отложений анайской свиты силлами и дайками неопротерозойских (~720 млн лет) долеритов, можно сделать вывод о том, что накопление пород этой свиты имело место, предположительно, в ранненеопротерозойское время.
СОВРЕМЕННАЯ ГЕОДИНАМИКА 
Приведены результаты анализа некоторых нерегулярностей в сериях координат смещения по поверхности Земли географического Северного полюса c целью установления временной связи их появления с некоторыми глобальными джерками в геомагнитном поле. В расчетах использовались среднесуточные данные о движении Северного полюса Международной службы вращения Земли (IERS) с 1962 по 2021 г., а также информация о появлении глобальных джерков в геомагнитном поле на всех магнитных обсерваториях земного шара. Для выявления и анализа нерегулярностей в движении полюса по поверхности Земли использовались методы Фурье и вейвлет-анализа временных рядов, методы определения порога фиксированной формы и минимаксный в процедуре анализа негауссовского шума, методы фазового и псевдофазового пространства, а также стробоскопический метод построения отображения Пуанкаре.
Анализ локальных спектров Фурье и вейвлет-спектров выявляет нерегулярности в смещении Северного полюса по поверхности Земли на интервалах времени: 1967.04.09 – 1967.11.30, 1974.03.29 – 1974.09.12, 2005.11.03 –2006.03.07 гг., сопоставимые с появлением глобальных джерков в 1969, 1978 гг. и локального джерка в 2005 г. Полагается, что энергетические перестройки, вызвавшие кратковременные отклонения смещения полюса от траектории и возвращение на прежнюю траекторию в точках возврата, связаны с особенностями взаимодействия колебаний в процессе вращательно-поступательного движения Земли в Солнечной системе. Время появления особых точек на графиках смещения полюса по поверхности Земли в 1967 и 1974 гг. опережает время появления глобальных джерков в геомагнитном поле.
Систематический мониторинг состояния гидросферы актуален и необходим для сохранения благоприятной экологической обстановки оз. Байкал. В статье представлены результаты пятилетнего мониторинга качества подземных и поверхностных вод пос. Листвянка с целью определения уровня загрязнения вод, используемых для питьевого водоснабжения. В ходе полевых исследований портативными приборами были измерены температура, рН, Eh и электропроводность воды, уровень воды в колодцах и отобраны пробы воды для полного химического анализа. Анализ макрокомпонентного состава вод выполнен различными методами (пламенной фотометрии, объемным титриметрическим, весовым, колориметрическим) в ЦКП «Геодинамика и
геохронология» Института земной коры (г. Иркутск); микрокомпонентный состав определен методом ICP MS на приборе Element-2 (Finnigan MAT, Германия) в Институте геохимии СО РАН (г. Иркутск); микробиологический
анализ проб воды выполнялся в Иркутской межобластной ветеринарной лаборатории; анализ изотопных характеристик (δ18О и δD) проб воды выполнен в лаборатории гидрогеологии Института земной коры СО РАН (г. Иркутск) на газовом анализаторе Picarro L2140-i.
Полученные результаты свидетельствуют об изменении макрокомпонентного состава вод и о неравномерном по площади поступлении поллютантов. Содержание 42 микрокомпонентов в подземных и речных водах в основном не превышает нормативных требований к питьевой воде, исключение составляют Fe и Mn. По эпидемиологическим показателям десять водопунктов не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01. Основными источниками загрязнения подземных вод являются утечки бытовых стоков из септиков многочисленных гостиничных комплексов, расположенных в долинах и по бортам распадков. Интенсивность процессов загрязнения и восстановления природного состояния вод различна. В подземных и речных водах определены относительные концентрации стабильных изотопов водорода и кислорода (δD и δ18О), получено уравнение связи δD=5.5307·δ18O–31.815 и значения эксцесса дейтерия. Характеристики δD и δ18О являются основой базы изотопных данных водной среды пос. Листвянка.